Главная » Статьи » Ultras Україна

Украинские Troublemakers
Итак, для начала немного истории. Родиной футбольного хулиганства, как и самого футбола, стала Англия (именно поэтому среди баннеров многих Ultras можно увидеть британский флаг). А его родоначальниками принято считать фанов лондонского «Миллуолла». Именно они одними из первых целенаправленно стали устраивать массовые беспорядки на футболе. Понадобилось совсем немного времени, чтобы почти у каждого клуба на Туманном Альбионе появились свои хулиганские группировки - «фирмы». Со временем они стали придумывать себе названия, чтобы знали и боялись, чтобы никто не воспользовался их «достижениями», чтобы заработать себе репутацию. Чуть позже они начали носить одежду определенных дорогих торговых марок, чтобы отличаться от обычных фанов. А чтобы их не могла обнаружить в толпе полиция, перестали носить клубную атрибутику. Постепенно выработался свой кодекс чести.

По их примеру и на их опыте во всей Европе фанаты стали создавать свои группировки. Однако движение в каждой стране имело свои особенности и отличия. К примеру, итальянские Ultras не представляют себя без клубных цветов, и если в Англии хулиганы действуют немногочисленными, но хорошо организованными фирмами, то итальянцы - огромной толпой.

Собственно говоря, Ultras и Hooligans - это разные понятия. Первое - более футбольное движение, стремящееся побузить на стадионе. Файеры и дымовые шашки - они и своим видом хотят выставить себя напоказ, любят действовать в открытую. Вторые же, наоборот, на трибунах стараются не светиться, стремятся не особо выделяться из толпы и действуют на своем, хулиганском, уровне. В основном всё околофутбольное движение стран западной Европы носит определенный характер: либо ультрас, либо хулиганы. Но бывают и исключения. Например, в Германии бок о бок существуют обе разновидности фанатов, но часто Ultras и Hooligans одного и того же клуба почти не контактируют друг с другом.

В славянских странах Восточной Европы из-за их принадлежности к коммунистическому блоку и недостатка информации движение расцвело только в начале 90-х. Собственно, оно существовало и до этого, но не имело особой направленности и законов, кроме разве что зоновских. В итоге фанатское движение получилось смешанным, имеющим признаки и тех, и других. Граница между Ultras и Hooligans стерлась, но всё-таки в каждой стране имеются свои особенности. Все разбирать не станем и коснемся конкретно того, к чему шли с самого начала - украинских фанатов.

В 90-е годы движение в стране только зарождалось, и многие группировки, еще существующие по союзным принципам, еще не знали, что можно (и нужно) действовать по другим «правилам». Первыми переметнулись под новые знамена фаны харьковского «Металлиста». Вслед за ними «новым веяниям моды» поддались и крупнейшие группировки страны: фаны киевского «Динамо», запорожского «Металлурга» и одесского «Черноморца». Глухими остались днепропетровские «Старики-Разбойники», не желающие изменять своим старым принципам. К 2001-2002 гг. почти по всей стране появились маленькие группировки по 5-10 человек, называющие себя Ultras. Но серьезные фирмы образовались на основе старых группировок, преимущественно у крупных клубов,в крупных городах.

Стоит всё же заметить, что поначалу нововведения у фанатов закрепились только косметически. Сами взгляды на фанатизм мало в чем изменились. Первоочередными делами оставались поддержка команды, выезды и поглощение на них большого количества алкоголя. Войны и «махачи», хоть и являлись неотъемлемой частью движения, но были малочисленны и редки и не являлись задачей №1. На тот момент украинское движение действительно можно было отнести к Ultras.

Все изменилось со «сменой власти». Сnарое поколение союзных фанатов стало отходить от футбола, и у руля встала «продвинутая молодежь» - casuals (или на русский манер «кешелс», т.е. - модники), которые примером для подражания взяли английских хулиганов. Такими молодежными фирмами стали группировки «Шахтера» (фирмы «City Guard firm» и «Underground Gang»), «Динамо» («Working Reservers», .«Troyans», «New Line Firm», «Darnica hools» и др.) и «Днепра» («River Sharks Firm», . «Storm 88»). Для них, как и для их кумиров, первоочередными задачами стали: внешний вид, «махачи» и репутация, то есть совокупность первых двух пунктов. На их примере, а также ставших прохулиганскими фирмами «Металлиста» («Army of the First Capital», «Kharkiv City Patriots») и «Черноморца» («Dark-Blue Devils», «Sea Wolf Ultras Group»), стали действовать и другие фан-группировки страны.

Также стоит отметить широкое. распространение среди фанатов – траблмейкеров от англ. «trouble» (проблема, неприятность) и «make» (делать, создавать) ультраправых идей. Это «модное течение» пришло из России вместе с убеждением, что каждый фанат должен быть скинхедом. Как раз в 2001-2002 гг. каждый, кто причислял себя к ультрас, считал необходимым бриться наголо, носить ботинки, камуфляж и бомбер (военная куртка НАТО, столь популярная у нацистов). Отсюда и пошло убеждение обывателя, что все фанаты - скинхеды. Но в последнее время сия «мода» сходит на нет, хотя некоторые фирмы до сих пор придерживаются этой опасной идеологии.

Однако именно это привело к появлению у хулиганов такого принципа, как fair play. В данном контексте «честная игра» расценивается, как «чистые руки», т.е. все «махачи» между враждующими фирмами проходят без применения подручных средств - только на руках! Также считается дурным тоном добивать сбитого с ног противника. Подобное течение есть и в других странах, но только в Украине оно стало безоговорочным правилом.

Пройдемся коротко и по другим хулиганским законам. Одно из основных - то, что все разборки должны проходить только между членами фирм. Нападать на обычных болельщиков недопустимо и считается проявлением слабости. Исключения случаются, только когда те сами провоцируют приезжих фанов. Также украинское движение обошла стороной склонность английских хулиганов к погрому, т.е. битью витрин магазинов и машин. Это не считается проявлением силы и не влияет на рейтинг, который можно поднять только в махачах с вражеской фирмой или с милицией, в особенности с ОМОНом, который выступает общим врагом для всех фанатов. Не секрет, что ультрас любят использовать на трибунах дымовые шашки и пиротехнику, с помощью которой они выражают свою особую преданность и любовь к своему клубу. И если простая милиция нередко ведет себя спокойно и корректно, то омоновцы без разговоров начинают косить всех направо и налево дубинками, за что заработали особую ненависть среди хулиганов. У них стало делом чести оказывать сопротивление ОМОНу и в ответ нанести хоть какой-то ущерб. Поэтому практически всегда беспорядки на трибунах происходят из-за действий милиции и очень редко фанаты сами устраивают акции против ОМОНа. Такие инциденты происходят, когда милиция не дает хулиганам пересечься друг с другом, и они, будучи настроенными на «махач» и находясь в состоянии аффекта, просто-напросто стремятся выпустить пар и провоцируют спецподразделения МВД (кто-то считает первопричиной всему алкоголь, но в последнее время некоторые фирмы на особо «интересных» матчах сводят употребление спиртных напитков к минимуму, не говоря уже про наркотики, которые во всем движении категорически запрещены). Небольшие стычки между хулиганами и органами охраны порядка происходят довольно часто, но только самые серьезные инциденты становятся достоянием общественности. Чего стоит только житомирское побоище, устроенное «Беркутом» фанам киевского «Динамо», или «шалости» тех же киевлян в Борисполе, или днепропетровцев в Киеве на финале Кубка. Вообще, по статистике больше всех приносят неприятности милиции хулиганы «Динамо», «Днепра» и «Металлиста». Такие действия фирм вызваны не только агрессивностью их представителей, а отчасти и стремлением повысить таким образом свой рейтинг, который делится на постоянный и посезонный.

Посезонный рейтинг фирм выводится в конце чемпионата или круга голосованием на сайтах и форумах в Интернете по основным пунктам: количество «махачей», их качество (т.е. победа - поражение) и, естественно, стычки с милицией. Стоит также отметить, что если более слабая фирма выступила против заведомо более сильного противника и, даже проиграв, показала себя достойно, то такой «махач» всё равно засчитывается ей в плюсы. Если же группировка не приехала на матч с командой вражеской фирмы или появилась под охраной милиции, то это считается большим позором и признанием своей слабости перед оппонентом, что отрицательно влияет на «турнирные очки». Посезонный рейтинг не влияет на постоянный, который складывается в основном из репутации фирмы, ее количественного и качественного состава и боевой истории. Изменить положение группировка может в случае очной победы над соседом по рейтингу, если это, конечно, вражеская фирма.

Встречи таких соперников всегда более важны, чем простые свидания врагов. Их результатов с нетерпением ждут все остальные. Так, к примеру, самые интересные противостояния происходят между занимающими первое место киевлянами и идущими вторыми одесситами; претендующими на третью позицию днепрянами и харьковчанами; фанами донецкого «Шахтера», находящихся на пятом месте, и днепрянами, чье место они желают занять. Чуть менее интригующа вражда хулиганов «Днепра» и «Черноморца», «Динамо» и «Шахтера». Остальные противостояния важны по большей части самим противоборствующим сторонам.Стоит также отметить, что самыми «недружелюбными», т.е. имеющими наибольшее количество врагов, являются фаны «Днепра». За ними идут киевляне.

Вообще, украинская сцена разделена на два противоборствующих лагеря: «Днепр» и «Динамо» - с одной стороны и «Черноморец», «Шахтер», запорожский «Металлург» и «Кривбасс» - с другой. Особняком стоит «Металлист», воюющий с «Днепром», но дружащий с «Динамо». Остальные фирмы либо крутятся вокруг этих лагерей, либо живут своей собственной жизнью, как, например, Ultras из Херсона и Николаева, которых интересует в основном своя собственная война.

Но, естественно, не все фанаты собираются в группы, чтобы воевать с фанами других клубов. Например, ультрас «Таврии» и «Карпат» находятся в дружеских отношениях со всеми фирмами Украины. Не говоря уже об организованных фан-клубах, которые существуют при крупнейших футбольных клубах, таких, как «Динамо», «Шахтер», «Днепр» и «Металлург» Д. Но речь сейчас идет о ФАНАТАХ, а не о болельщиках. Хотя многие считают именно организованных болельщиков настоящими фанатами и ценителями спорта №1, а футбольных хулиганов - антисоциальными элементами, для которых футбол это всего лишь повод для драк. Но несмотря на то, что в последнее время они превратились в настоящую молодежную субкультуру, всё же все хулиганы - прежде всего футбольные фанаты, причем самые верные и преданные.

Игорь ИЛЬЧЕНКО, еж-ик "Футбол" (№30 (356) от 26.07.2004)
Категория: Ultras Україна | Добавил: karpatyfans (23.09.2008)
Просмотров: 2030 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: